Учебный центр «Ламэль Консалт»

Парадокс выбора

Каждый человек, находящийся в осознанном возрасте, хочет быть свободным и не иметь ограничений в принятии своих решений. Если немного пофилософствуем, то придем к мысли, что свобода человека определяется свободой его выбора.

..И тут для нас открывается целый мир разнообразия товаров и услуг, верований и политических взглядов. Но свобода выбора – это не благодать, а достаточно серьезная проблема общества в наше время.


Сегодня мы поговорим о психологическом эффекте, который называется “парадокс выбора”. Звучит заумно, но это обыденное явление, которому мы подвержены каждый день. Суть его проста: обилие вариантов парализует процесс выбора.

выбор
Всем приходится совершать выбор

Например, все мы едим мороженное и, приходя в магазин, видим огромное разнообразие сортов. Какое же выбрать? Клубничное или с вареной сгущенкой, белое или шоколадное, с орехами или воздушным рисом? И вроде все идет нормально, но вот вы уже стоите у прилавка двадцать минут, а выбор так и не сделали. Причина проста: мы всегда хотим сделать единственный правильный выбор, а такое разнообразие вгоняет нас в ступор. Знакомо?


А вот и следующий аспект: купили вы, например, шоколадное, мороженное. Пришли домой, и с чувством выполненного долга стали его поглощать. Но вот незадача! В голову лезут мыли о том, что нужно было взять с орешками или крем-брюле. Происходит это не из-за неправильности выбора, а присутствия огромного ассортимента продукции, которое показывает несовершенство нашего выбора. Мы чувствуем себя значительно менее удовлетворенными своим выбором, чем были бы, выбирая из меньшего числа вариантов.

мороженое
Мороженое тоже приходится выбирать

И, наконец, венцом нашего разговора станет рассуждение о легендарном советском пломбире, который наши с вами родители вспоминают с особой теплотой. Это связано с тем, что в советское время ассортимент был ограничен только несколькими сортами и сделать выбор не составляло труда. Советский человек обретал уверенность в выборе и полное ощущение эйфории от вкуса. Этот эффект имеет название “эскалация ожидания”.


Наш пример является лишь иллюстрацией распространенного психологического явления, которое может приводить к клинической депрессии и расстройствам, т.к. жизненных ситуаций, в которых человек должен сделать действительно сложный и важный выбор огромное количество. Но теперь, зная механизм возникновения таких явлений, нам вполне по плечу справиться с выбором без потери в ощущениях.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *